Третья демографическая Школа была организована кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее - ВШССН) при поддержке Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (далее - ИДИ ФНИСЦ РАН).
Работа Школы проходила 05-06 февраля 2021 г. в онлайн режиме с использованием платформы Zoom. Использование режима видеоконференции позволило привлечь к участию в работе Школы значительное число слушателей – 403 человека из 18 регионов Российской Федерации, а также из 7-ми новых независимых государств – из Кыргызстана, Таджикистана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Армении и Молдовы.
С приветственным словом к участникам Школы обратились А.А. Гребенюк, заместитель директора ВШССН по научной работе, д.э.н. и С.В. Рязанцев, директор ИДИ ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН, которые отметили важность обсуждаемой тематики и пожелали участникам мероприятия успешной работы.
Слушателям Школы была предложена двухдневная программа на тему «Миграция населения: спасение или угроза демографическому развитию России и её регионов» в объёме 16 академических часов. Тематика лекций была разнообразной – от оценки особенностей современной демографической ситуации и рынка труда в Российской Федерации с учётом пандемии COVID-19 до анализа источников статистических данных и методов оценки демографических процессов (см. приложение ПРОГРАММА ТРЕТЬЕЙ ВОСКРЕСНОЙ ЗИМНЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ). Занятия в Третьей демографической Школе проводили не только представители профессорско-преподавательского состава ВШССН, но и приглашённые лекторы из других вузов нашей страны, а также из академических институтов системы Российской академии наук. В своих выступлениях лекторы использовали презентации, что позволило преподносить информацию слушателям более наглядно и удобно для восприятия. Все презентации, а также материалы по демографической тематике, статьи, учебное пособие по демографии, по окончании работы Школы были разосланы всем её участникам.
Заключительной была лекция-дискуссия, в которой приняли участие:
- д.ф.-м.н., профессор Д.М. Эдиев (Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, кафедра демографии ВШССН), который раскрыл особенности использования различных математических и статистических методов при анализе миграции в контексте воспроизводства населения;
- член-корреспондент НАН Таджикистана, доктор экономических наук, профессор С.И. Исломов, познакомивший слушателей с исследованиями особенностей формирования потоков трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию, по выявлению отличительных черт возвратной миграции, значении трудовой миграции в Россию в социально-экономическом развитии страны. Исследования проводятся сотрудниками возглавляемого С.И. Исломовым Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана;
- д.э.н., профессор М.А. Клупт (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) поделился мыслями о закономерностях взаимосвязи миграции и политики, об использовании восприятия населением миграции в качестве инструмента в политической борьбе;
- д.соц.н., профессор Т.Н. Юдина (Российский государственный социальный университет, г. Москва) раскрыла особенности формирования и развития относительно новой области научного знания – социологии миграции, отметила важность проведения научных исследований в этой области с целью подержания мира и согласия в обществе.
По окончании каждой лекции лекторы отвечали на вопросы слушателей. Итоги работы Школы подвёл заведующий кафедрой демографии ВШССН В.А. Ионцев, заявив, что основная цель Школы - популяризация демографических знаний – достигнута.
После окончания работы Школы её слушателям была предложена небольшая анкета, из ответов на вопросы которой следует, что более половины участников Школы (61%) не изучали демографию в качестве учебной дисциплины.
Полученная в ходе проведения Третьей Воскресной зимней демографической школы информация половине слушателей будет полезна для дальнейших научных исследований, трети слушателей – для дальнейшего образования, а 14% из числа опрошенных будут использовать полученные знания в практической деятельности.
В большей степени, чем до пребывания в Школе, слушателей заинтересовали следующие проблемы, связанные с миграцией: трудовая иммиграция и её последствия (65% опрошенных), эмиграция и потеря человеческого капитала (56%), проблемы получения достоверных данных по миграции (39%), влияние миграции на быстрый рост или сокращение численности населения в разных регионах (34%).
Наиболее интересными темами для обсуждения на следующей Воскресной зимней демографической школе участники опроса назвали: проблемы миграции населения (38%), демографическое старение населения (33%), современные тенденции рождаемости (21%).
Все слушатели Школы получили именные сертификаты, подтверждающие их участие в Третьей Воскресной зимней демографической школе.