Что вы хотите найти?
05-06 февраля 2021 года прошла Третья Воскресная зимняя демографическая школа

05-06 февраля 2021 года прошла Третья Воскресная зимняя демографическая школа

10 февраля 2021

Третья демографическая Школа была организована кафедрой демографии Высшей школы современных социальных наук (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее - ВШССН) при поддержке Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (далее - ИДИ  ФНИСЦ РАН).

Работа Школы проходила 05-06 февраля 2021 г. в онлайн режиме с использованием платформы Zoom. Использование режима видеоконференции позволило привлечь к участию в работе Школы значительное число слушателей – 403 человека из 18 регионов Российской Федерации, а также из 7-ми новых независимых государств – из Кыргызстана,  Таджикистана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Армении и  Молдовы.


С приветственным словом к участникам Школы обратились А.А. Гребенюк, заместитель директора ВШССН по научной работе, д.э.н. и С.В. Рязанцев, директор ИДИ ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН, которые отметили важность обсуждаемой тематики и пожелали участникам мероприятия успешной работы.

Слушателям Школы была предложена двухдневная программа на тему «Миграция населения: спасение или угроза демографическому  развитию России и её регионов» в объёме 16 академических часов. Тематика лекций была разнообразной – от оценки особенностей современной демографической ситуации и рынка труда в Российской Федерации с учётом пандемии COVID-19 до анализа источников статистических данных и методов оценки демографических процессов (см. приложение ПРОГРАММА ТРЕТЬЕЙ ВОСКРЕСНОЙ ЗИМНЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ). Занятия в Третьей демографической Школе проводили не только представители профессорско-преподавательского состава ВШССН, но и приглашённые лекторы из других вузов нашей страны, а также из академических институтов системы Российской академии наук. В своих выступлениях лекторы использовали презентации, что позволило преподносить информацию слушателям более наглядно и удобно для восприятия. Все презентации, а также материалы по демографической тематике, статьи, учебное пособие по демографии, по окончании работы Школы были разосланы всем её участникам.

Заключительной была лекция-дискуссия, в которой приняли участие:

  • д.ф.-м.н., профессор Д.М. Эдиев (Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, кафедра демографии ВШССН), который раскрыл особенности использования различных математических и статистических методов при анализе миграции в контексте воспроизводства населения;
  • член-корреспондент НАН Таджикистана, доктор экономических наук, профессор С.И. Исломов, познакомивший слушателей с исследованиями особенностей формирования потоков трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию, по выявлению отличительных черт возвратной миграции, значении трудовой миграции в Россию в социально-экономическом развитии страны. Исследования проводятся сотрудниками возглавляемого С.И. Исломовым Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана;
  • д.э.н., профессор М.А. Клупт (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) поделился мыслями о закономерностях взаимосвязи миграции и политики, об использовании восприятия населением миграции в качестве инструмента в политической борьбе;
  • д.соц.н., профессор Т.Н. Юдина (Российский государственный социальный университет, г. Москва) раскрыла особенности формирования и развития относительно новой области научного знания – социологии миграции, отметила важность проведения научных исследований в этой области с целью подержания мира и согласия в обществе.

По окончании каждой лекции лекторы отвечали на вопросы слушателей. Итоги работы Школы подвёл заведующий кафедрой демографии ВШССН  В.А. Ионцев, заявив, что основная цель Школы - популяризация демографических знаний – достигнута.

После окончания работы Школы её слушателям была предложена небольшая анкета, из ответов на вопросы которой следует, что более половины участников Школы (61%) не изучали демографию в качестве учебной дисциплины.

Полученная в ходе проведения Третьей Воскресной зимней демографической школы информация половине слушателей будет полезна для дальнейших научных исследований, трети слушателей – для дальнейшего образования, а 14% из числа опрошенных будут использовать полученные знания в практической деятельности.

В большей степени, чем до пребывания в Школе, слушателей заинтересовали следующие проблемы, связанные с миграцией: трудовая иммиграция и её последствия (65% опрошенных), эмиграция и потеря человеческого капитала (56%), проблемы получения достоверных данных по миграции (39%), влияние миграции на быстрый рост или сокращение численности населения в разных регионах (34%).

Наиболее интересными темами для обсуждения на следующей Воскресной зимней демографической школе участники опроса назвали: проблемы миграции населения (38%), демографическое старение населения (33%), современные тенденции рождаемости (21%).

Все слушатели Школы получили именные сертификаты, подтверждающие их участие в Третьей Воскресной зимней демографической школе.