+7 (495) 939-36-29 vshssn@gmail.com

119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 13
блок B, МГУ, 4-й учебный корпус,
5 этаж, к. 554 (учебная часть)

Что вы хотите найти?

Экономика и социология знания

Разработано новое направление в социальных науках постиндустриальной фазы развития общества – экономика знания. В зависимости от контекста экономика знания понимается либо как социально-экономическая сфера, связанная с процессом производства, обмена, распростра­нением и использованием знания – специфического товара и главного ресурса развития общества («сектор знания»), либо как наука, изучающая эти процессы. Выражение «экономика знания» зачастую используется и в метафорическом смысле – как характеристика состояния экономики, при котором знания выступают как определяющий фактор её развития («экономика, базирующаяся на знаниях»). Используемая при этом экономическая теория рассматривается как противоречивое единство экономической науки и идеологии. С одной стороны, она выступает как экономическая наука в том смысле, что содержит адекватное отражение реальной экономической действительности. С другой стороны, то или иное положение экономической теории, претендующей на свою исключительность при исследовании микро- и макроаспектов экономики знания, представляет собой и идеологический момент, отражающий интересы того или иного социального слоя, общественного класса или социально-экономической системы в целом. Это означает, что создание, распространение и использование знания становится не только основой материального, но и духовного развития общества.

Для экономики, где знание становится рыночным продуктом, решение этой задачи многократно усложняется и требует больших усилий. Понятно, что решение этой проблемы дает возможность исследователям обосновать совокупность новых взглядов, сфокусированных в актуальнейшей для мировой и российской экономики проблеме знания. Исследование опирается на классические источники – австрийскую школу (Л.Мизес, Ф.Хайек, Й.Шумпетер, Ф.Махлуп).

Сегодня наиболее активно в теоретическом плане развивается макроэкономика знания, главным образом под углом зрения взаимоотношений роста объёма знаний в экономике и макроэкономического роста, а в прикладном – управление знаниями на уровне фирмы. В последнее время заметно повысился интерес к теоретическим и методологическим вопросам экономики знания на микроуровне – уровне функционирования и развития предприятий и организаций и их межсубъектного взаимодействия. Взаимодействия, при котором знание продаётся и покупается, подобно тому, как покупаются и продаются обычные продукты. Однако рынок при этом – существенно более сложное образование, чем традиционный (классический). Он уже требует наличия таких институтов, которые для функционирования обычного рынка не нужны. Более того, торговля знанием приводит к нарушению обычных представлений о торговле как таковой. Кратно возросла роль и значение неценовых факторов. На основе проведенного исследования разработано учебное пособие «Экономика знания».