Что вы хотите найти?

Научно-исследовательская деятельность кафедры Социологии знания

Кафедра социологии знания – разработчик и организатор масштабного эмпирического социологического исследования «Современная система высшего образования глазами студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава МГУ имени М.В.Ломоносова», проведенного в 2014 г. на 40 факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова.  Кураторы исследования академик Г.В. Осипов и академик В.А.   Садовничий. Соруководители проекта И.Б. Орлова и  Ф.Э. Шереги.

Начиная с 2021 года кафедрой совместно с НИЯУ «МИФИ» и МПГУ проводится ежегодное лонгитюдное социологическое исследование «Воздействие технологии «Мягкая сила» зарубежных стран на различные социальные группы молодежи Российской Федерации». В ходе исследования ежегодно опрашивается более 1000 студентов 52 вузов, подотчетных Минобрнауки России, и 11 вузов, подотчетных Минпросвещения России. Руководитель исследования – д.э.н. Гребенюк А.А.

В 2021 году было проведено исследование «Отклоняющиеся смыслы в культурном пространстве российской молодежи» методом фокус-групп. По 4-м сценариям было проведено 23 фокус-группы. Общее количество респондентов — 156. Состав фокус-групп: студенческая молодёжь в возрасте 18 – 25 лет, 60% женщин и 40% мужчин. География исследования: Белгород (Белгородский государственный национальный исследовательский университет), Москва (МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова), Ростов-на-Дону (Южный федеральный университет), Тольятти (Поволжский государственный университет сервиса), Тюмень, (Тюменский индустриальный университет). Руководитель исследования – к.с.н. О.В. Сорокин.

В 2021 году сотрудниками кафедры (д.э.н. Гребенюком А.А., к.э.н. Максимовой А.С.) было проведено всероссийское социологическое исследование «Особенности социально-экономической адаптации трудовых мигрантов из Центральной Азии в России». Опубликованный по итогам исследования доклад включает результаты изучения условий труда, уровня жизни, знания русского языка, миграционных установок и других аспектов пребывания иностранных мигрантов в России. Эмпирический объект исследования – мигранты из трех стран Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, находящиеся на территории России, вне зависимости от длительности проживания, социального и трудового статуса, а также степени легальности пребывания и осуществления трудовой деятельности (https://istina.msu.ru/publications/book/433885896/).

Сотрудниками кафедры подготовлен инновационный учебный курс «Социальные технологии» и опубликовано одноименное учебное пособие под ред. И.Б.Орловой, М,: Юрайт, 2019. Учебное пособие знакомит студентов с тем, как сегодня работают социальные технологии, позволяющие конструировать социальную реальность в соответствии с заранее заданными целями и активно влиять на практическую жизнь. На конкретных материалах показано, как с помощью социальных технологий меняются политические режимы; как вымышленная история начитает считаться реальной; как стимулируется «переселение народов»; какой эффект может дать применение лингвосоциальных технологий; как действует «мягкая сила»; как социальные технологии взаимодействуют с информационными и когнитивными, а также с биотехнологиями (https://istina.msu.ru/publications/book/228472050/).
 
В рамках ежегодного международного студенческого научного форума Ломоносов - 2013-2022, проводимых в МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра курирует работу секции «Социальные исследования и современность». Кафедра ответственна за составление программы секции, работы со студентами, ведение ряда подсекций.