1. Учебник «Социология исторического знания». Автор — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии знания ВШССН МГУ Ирина Борисовна Орлова.

Социология исторического знания

 

Учебник раскрывает содержание Социологии исторического знания — новой научной и учебной дисциплины, исследующей взаимодействие исторического знания и общества. Студенты знакомятся с тем, как     формируются представления о прошлой социальной реальности,  как эти представления влияют на реальность настоящую;  как историческое знание становится все более мощным ресурсом и фактором управления обществом. Идеи социального конструирования исторического знания и его использования в целях социального влияния — главные в книге.

В учебнике рассмотрены теоретико-методологические и реально-практические особенности  формирования исторического знания, контекстуальный фон появления различных теоретических направлений, основные понятия и категории социологии исторического знания.

 

  1. И.Б. ОРЛОВА Исчезающее большинство. Социология современного общества. — М.: ИСПИ РАН, 2014. — 182 с.

Исчезающее большинство

Современное общество вошло в новый этап социальной и политической жизни, который можно назвать решающим временем для реализации интересов активных меньшинств. Этнические и сексуальные меньшинства, группировки, в том числе экстремистские, харизматичные лидеры и партии любого толка в условиях неуравновешенности социальных систем получают исключительную возможность для выполнения своих требований, способных изменить ход истории. В книге рассматриваются социальные теории, которые за последние двадцать лет перешли из разряда доминирующих – в утопические. На примере США, Западной Европы и России анализируется проблема «исчезающего большинства». Показывается, что в условиях сегментированного общества снижаются возможности для «большинства» оказывать влияние на социальную, политическую, культурную жизнь. Утрачиваются шансы обуздать фанатиков и экстремистов. «Большинство» уже перестает быть монолитным, теряет идейно-нравственную устойчивость и сплоченность. Эти процессы анализируются в различных контекстах: политическом, этническом, демографическом, социально-историческом. Ищутся причины и оцениваются возможные последствия сегментации общества, его дробления на группы, все большей его индивидуализации.

 

3) С.В. РЯЗАНЦЕВ, А.А. ГРЕБЕНЮК. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию. – М.: ИСПИ РАН, 2014. – 238 с.

Наши за границей

 

Монография посвящена широкому кругу проблем русскоязычных общин за рубежом и возвратных миграционных процессов. Особое внимание уделено государственной политике в данной сфере. Рассматриваются теоретические и практические подходы к идентификации русских за границей, положение русскоязычных общин в странах «старого» и «нового» зарубежья, мировой опыт стимулирования возвратной миграции, реализация государственной программы возвращения соотечественников и т.д. Книга рекомендуется студентам, аспирантам, ученым, а также всем интересующимся миграционными процессами.

 

  1. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / под ред. д. ф. н., проф. И. Б. Орловой; Пер. с англ. Т. И. Шумилиной. — СПб. : Нестор-История, 2013. — 464 с.

Kozer6

 

Книга представляет собой перевод с английского работы известного американского социолога Льюиса Козера. Ее отличительной особенностью является то, что концепции социологов–классиков, основателей научных направлений рассматриваются на фоне исторической, социальной и интеллектуальной среды, в которой жили и работали ученые. Такой подход позволяет по–иному взглянуть на привычные трактовки и на самих классиков. Книга Козера выступает одновременно и серьезным научным исследованием, и вы-державшим проверку временем учебным пособием для студентов и преподавателей.

 

  1. Сборники конференции «Ломоносовские чтения».

Л3 Л2